Меню
Назад » » »

Историческая справка

  • 0.0 Рейтинг
  • 357 Просмотров

На берегу Черного моря, на месте нынешнего Новороссийска, люди стали селится очень давно.

Поселения на живописных берегах Цемесской бухты в течение тысячелетий создавались разными народами. Благодатные берега хранят память о древнегреческом городе Бата, о генуэзской колонии Кало Лимено, турецкой крепости Суджук-Кале, и наконец, о русском укреплении, основанном 12 сентября 1838 года, которому в 1839 г. было присвоено название Новороссийск. В 1839 г. Черноморскую береговую линию разделили на два отделения. Первым из них с центром в Новороссийске назначили командовать контр-адмирала Л. М. Серебрякова. С именем этого человека неразрывно связан первый этап развития города. По сути дела, он стал отцом-основателем Новороссийска.

Лазарь Маркович Серебряков (Арцатаргорцян Казар Маркосович) родился в Карасубазаре, в Крыму. В Одессе в Ришельевском лицее он сдружился с Зан Сефербеем. Лицейская дружба была настолько крепкой, что даже война не смогла ее разорвать, хотя оба полководца на поле брани были непримиримы друг к другу.
Впервые на берега Цемесской бухты Серебряков высадился во время штурма Суджук-Кале. В 1828 г.  с эскадрой адмирала А. С. Грейга он участвовал во взятии Анапы, после чего последовали дипломатическая служба и путешествия в Турцию и Египет в составе посольской миссии.

Серебряков участвовал в экспедициях по закладке Новотроицкого и Михайловского укреплений, а также в десантных операциях Черноморского флота 1838 г.
При нем за 10 лет Новороссийск из военного лагеря превратился в город. Адмирал открыл здесь госпиталь, бесплатную школу для детей горцев, выступил инициатором создания городской общественной библиотеки.
15 декабря 1846 г. укрепление Новороссийск было преобразовано в город.

Основатели Новороссийска

Адмирал М. П. Лазарев

   

Генерал Н. Н. Раевский-младший

 

Адмирал Л.М. Серебряков

В 1855 г., во время Крымской войны, город в течение четырех дней обстреливался англо-французской экскадрой, вел ответный артиллерийский огонь и не дал неприятелю высадить десант. По приказу командования гарнизон все же оставил город. Но в 1858 году укрепление на месте Новороссийска восстанавливается.

После Крымской войны Новороссийск по настоянию Серебрякова стал восстанавливаться как город и торговый порт и постепенно превращаться в столицу (70 домов и 430 жителей) Черноморского округа (1866 г.), начальником которого в 1867 г. высочайшим повелением был утвержден Д. В. Пиленко. По его приглашению в этом же году на должность окружного агронома поступил Ф. И. Гейдук, получивший «предписание на выполнение работ по научному исследованию вопроса возделывания винограда и виноделия на побережье». Благодаря его усилиям в 1874 г. в имении Абрау закладываются первые виноградники.

Так неспешно Новороссийск развивался вплоть до 80-х гг. ХIX в. В 1879 г. профессор химии Осип Кучера, приехав в гости из Праги к своему соотечественнику Ф. И. Гейдуку, обнаружил богатейшие залежи мергеля – сырья для производства цемента. Удивительно, но факт: Новороссийск – единственное место во всей России, где есть мергель, годный для получения высококачественного портландцемента. Кроме того, только из местного камня и камня, добываемого в Баварии, можно изготавливать качественные литографические штампы. Первым, обогатившимся на цементной лихорадке  жителем города стал некто Шашин, купивший  участок вышедшего в отставку генерала Пиленко для возделывания винограда. Оказалось, что все его 400 десятин находятся прямо на цементной «золотой» жиле. За десять лет было построено два крупных цементных завода и несколько мелких. Первый цементный завод был построен в 1882 году.

Генерал Пиленко

Американский предприниматель Герберт Тведль по приглашению Д. И. Менделеева приезжает на Кубань для организации нефтяного бизнеса. В 60-х гг. XIX в. он построил в Филадельфии нефтеперегонный завод, который работал по изобретенной им же технологии, но завод сгорел и он разорился. Сумев привлечь инвестиции французских промышленников, Тведль учреждает акционерное общество «Русский стандарт», покупает участок земли, примыкающий к морю, и начинает строительство причала и нефтеперегонного завода. «По ту сторону закипела работа; приходили и уходили пароходы, подвозя железо, чугун, дерево, машины. Как по мановению волшебного железа, на берегу выросли здания, нефтяные резервуары и мастерские». Возник промышленный район Новороссийска – «Французский городок», «Французская колония «Стандарт», который до наших дней сохранил название «Стандарт». А Тведль, попавшись на краже казенного керосина и продав свою долю в предприятии, покинул Россию в 1883 г.

Железная дорога (1888 г.) связала Новороссийск с центром страны. Новороссийский порт (1886 г.) стал одним из самых крупных на побережье. Основными продуктами, которые вывозятся морем, становятся зерно, лес, цемент, нефть.
Даже экономический кризис (1891 г.) не повлиял на темпы роста города. Наоборот, только благодаря ему развернулось строительство грандиозного шоссе Новороссийск – Сухуми. Дорога, получившая название «Голодная», была построена в рекордные сроки и буквально оживила всю экономику региона.

В 1894 г. акционерное общество «Владикавказская железная дорога», которое построило железную дорогу и порт, открыло первый в России и крупнейший в Европе элеватор. В комплексе с ним была сооружена мощная электростанция. Это была первая в России электростанция, вырабатывавшая трехфазный ток, на машинах изобретенных русским сотрудником фирмы «Siemens» О. И. Доливо-Добровольским. По своей мощности Новороссийский элеватор тогда уступал только Чикагскому, а по степени механизации превосходил его.

Просуществовав 30 лет, в 1896 г. Черноморский округ выделяется в самостоятельную, самую маленькую в Российской империи Черноморскую губернию. В ее составе создаются Новороссийский, Вельяминовский (Туапсинский) и Сочинский округа. Единственный город – Новороссийск становится губернским центром. Новый статус дал новый импульс в развитии не только промышленного, но и культурного, а также курортного центра.
Турецкоподданный Д. С. Серафимов открывает первые в городе купальни. Развивается дачное строительство. В черте города строит дачу знаменитый русский ученый, князь Б. Б. Голицын (1900 г., здание сохранилось, но находится в плохом состоянии). Открывается Елизаветинская санатория.

Князь Б. Б. Голицын

В городском парке открыт (1913 г.) прекрасный театр, построенный в стиле модерн (до наших дней не сохранился). Все больше курортников прибывает в Новороссийск по железной дороге. Специально для них железнодорожные пути были проложены прямо к причалу. Теперь пассажиры «Черноморского экспресса» могли пересаживаться из вагонов на борт пароходов, развозивших их во все черноморские порты.

Новый театр в городском саду. 1913 г.

Первая русская революция в 1905 г. коснулась и Новороссийска.
Здесь проходили митинги, стачки, демонстрации.
С 11 по 25 декабря 1905 г. власть в городе принадлежала Совету рабочих депутатов. Этот период истории города получил название «Новороссийской республики».

К 1914 г. город становится крупным промышленным и торговым центром Северного Кавказа с населением более 63 тысяч человек.
В результате боевых действий в годы революции и Гражданской войны Новороссийск был сильно разрушен. Бездействовали заводы и фабрики, не хватало продовольствия, не работал порт. Постепенно городское хозяйство оживало. Люди стали возвращаться в свои дома. Население росло. За пять лет оно увеличилось на 44 тыс. человек.

До 1936 г. на всем протяжении береговой линии Новороссийска не имелось ни одного метра благоустроенной площади. Набережная служила исключительно торговым и транспортным целям. К началу войны удалось построить часть набережной длиной около двух километров. Город постепенно превращался не только в промышленный, но и в культурный центр. Не жалея сил, новороссийцы трудились, развивали свой город. В 1935 г., по итогам смотра городов РСФСР на лучшее благоустройство, Новороссийск занял первое место.

С первых дней Великой Отечественной войны город стал ареной жестоких сражений. Новороссийск выдержал шквальный огонь Великой Отечественной войны. Это были самые тяжкие испытания за всю историю города. Героическая оборона на новороссийском рубеже составляет славу и доблесть Красной армии, сумевшей сдержать натиск фашистских войск в их продвижении на Кавказ. Враг был остановлен у цементных заводов.

Оборона Новороссийска, героическая 225-дневная эпопея защитников легендарной Малой Земли, отчаянный десант и освобождение города 16 сентября 1943 г. стали ключевыми военными операциями в битве за Кавказ.
За время боев Новороссийск был разрушен до основания. По определению государственной комиссии, разрушения составили 96,5%. Город нужно было строить заново. Автором нового Новороссийска стал архитектор Б. Иофан.

За заслуги перед Родиной, стойкость, мужество и героизм в 1966 г. Новороссийск был награжден орденом Отечественной войны I степени, а в сентябре 1973 г. Новороссийску присвоено звание города-героя. С тех пор на все значительные государственные праздники в городе бывает салют.

Награды города-героя Новороссийска

В настоящее время Новороссийск – самый крупный в России торговый порт.

Список литературы:

  1. Герасименко, А.Новороссийск – от укрепления к губернскому городу: (хронология исторических событий возникновения и развития Новороссийска со времени заключения Адрианопольского мирного договора до декабря 1917 года) / А. Герасименко, С. Санеев.- Краснодар: Эдви, 1998.- 496 с.
  2. Иллюстрированный Черноморский путеводитель: № 7 / авт. текста А. Маларёв, О. Маларёва. — Краснодар : Триумф, 2008. – С. 108-109.
  3. Новороссийск // География Кубани : энциклопедический словарь / авт.-сост. И. П. Лотышев. — Майкоп : Афиша, 2006. – С. 330-336.
  4. Шулякова, Г.Новороссийск / Г. Шулякова // Отдых и путешествия на Кубани: энциклопедия/ ред. А.Н. Пахомов [и др.].- Краснодар: Традиция, 2010.- С. 255-259.