Меню
Назад » » »

Мартиросян Тигран Аветисович

  • 1.5 Рейтинг
  • 281 Просмотр

МАРТИРОСЯН Тигран Аветисович (22.9.1923, гор. Н-ск Кубано-Черноморской обл. — 5.11.2004, Н-ск), ветеран Новороссийского морского торгового порта (НМТП), участник ВОВ, заслуженный работник транс¬порта РСФСР, почётный гражданин гор.-героя Н-ска (11.9.1997).
До 1938 проживал с родителями в ст-це Славянской Краснодарского края.
В 1941 окончил среднюю школу №1 гор. Н-ска. В 1952-1954— слушатель Харьковской школы профдвижения ВЦСПС (диплом с отличием). В 1959 окончил с отличием Одесское мореходное уч-ще. В 1968 окончил заочно Одесский институт инженеров морского транспорта, квалификация «Инженер-эксплуатационник водного транспорта».
В 1941-42 — грузчик НМТП. С июня 1942 по март 1947 — в рядах Советской армии. Воевал на Южном, Северо-Кавказском, Степном, Карельском и 1-м Украинском фронтах. Участвовал в штурме Берлина и в освобождении Праги. Цитата из партийной характеристики М.: «В 1942 г. был командиром противотанкового орудия, в боях под Моздоком осенью 1942 г. во время атаки орудие подбило 7 немецких танков. Лично тов. Мартиросян Т.А. подбил три танка». Гвардии старшина.
В 1947-1951 — крановщик, электромеханик, начальник автобазы НМТП. В 1954-1961 работал в НМТП: и.о. начальника морского вокзала, и.о. начальника отдела труда и зарплаты, председатель портового комитета профсоюза, секретарь партийного комитета НМТП. С 1961 по 1972 — зам. начальника НМТП по эксплуатации. В 1973-1975 — представитель Всесоюзного объединения «Совинфлот» при Торгпредстве СССР в Народной Республике Бангладеш. С декабря 1975 по июнь 1989 — начальник НМТП. Коллектив порта, возглавляемый М., неоднократно становился победителем во Всесоюзном социалистическом соревновании, удостаивался переходящих Красных знамен, многие из которых остались в НМТП на вечное хранение. С именем М. связано дальнейшее развитие производственной и социальной инфраструктуры НМТП. В ноябре 1979 был сдан в эксплуатацию нефтеналивной глубоководный причал (пропускная способность — 100 тыс. т нефти в сутки). Новороссийские портовики первыми в СССР освоили технологии погрузки цемента навалом и переработки его в больших пакетах. За годы руководства М. НМТП предприятием было введено в эксплуатацию 1000 квартир, ликвидирована очередь на жильё для докеров и сокращены втрое списки остальных очередников. НМТП построил новый морской вокзал в Н-ске, канализационный коллектор в Ленинском (ныне Восточном) р-не гор. Н-ска, а также благоустроил несколько километров городской набережной. С июня 1989 М. — па заслуженном отдыхе.
Избирался депутатом Новороссийского городского Совета народных депутатов, членом бюро Новороссийского ГК КПСС. Являлся председателем городской избирательной комиссии (гор. Н-ск).
Награждён орд. Красной Звезды (2). Трудового Красного Знамени (1971), «Знак Почёта» (1960), «За заслуги перед Отечеством» IV ст. (1995), медалями СССР, медалями Жукова (1996), «300 лет Российскому флоту» (1996), «50 лет Победы в ВОВ 1941 — 1945 гг.» 11995), знаком «Почётный работник морского флота» (1957), нагрудными знаками «Отличник погранвойск» I и II ст. и др. Удостоен почётного звания «Заслуженный работник транспорта РСФСР». Участник Парада Победы на Красной площади в М. (24.6.1945) и парада на Красной площади 9.5.2000.
Похоронен в гор. Н-ске.
Литература: Персоны Новороссийска: Большой иллюстрированный биографический словарь /Под редакцией С.Г. Новикова. – Новороссийск: ООО «Издательский дом «Персона Пресс», 2017. – 608 с.: ил.