Меню
Назад » » »

Ливен Оскар Павлович

  • 5.0 Рейтинг
  • 269 Просмотров

Оскар Ливен был вторым директором цементного завода Общества Черноморского цементного производства. В 1894 году он сменил на этом посту своего брата Виктора Павловича.
Новый директор был моложе брата на пять лет. После учебы в Мюнхенском и Гессенском университетах, в возрасте 24 лет, стал доктором химии.
Свои организаторские способности он проявил в Пунане-Кунде, где строил первую в России электрическую перегрузочную установку. Став директором завода «Звезда» (ныне «Пролетарий»), развил бурную организаторскую деятельность, в результате чего производство цемента возросло до 200 тысяч бочек в год. Этот результат в 5 раз превышал средний показатель по отрасли.
Оскар Ливен был не только прекрасным заводчиком, но и хорошим администратором. В его бытность и при его участии начинается реконструкция завода и новое строительство. Администраторская деятельность директора цементного завода была отмечена местными властями. Оскар Ливен назначается членом городского ведомства лесной охраны и фабрично-заводской комиссии при Черноморском губернаторе.
Но не только развитию производственных мощностей уделял внимание Оскар Павлович.  При нем строятся жилые дома для рабочих и служащих. К домам по трубам подводится чистая ключевая вода. Строятся больница и школа для детей рабочих. Постоянная забота директора о социальном благополучии рабочих и служащих снискала Ливену в их среде неподдельную любовь и авторитет.
Чуткое отношение директора завода к нуждам людей не заканчивалось только заводский территории и о чем рассказывает документ из городского архива.
«Его высокоблагородию господину городскому голове города Новороссийска.
Движение автомобилей в нашем городе развивается  более и более, и хождение по улицам, не имеющим тротyapoв, делается в высшей степени опасным, в особенности для детей, больных и слабых. зимой же, когда вследствие норд-оста люди ходят закутанными и обвязывают  уши башлыками, приближение автомобиля делается  неслышным и сторониться от них затруднительно, тогда опасность является для каждого.
Сознавая  это, подведомственное мне заводоуправление Общества Черноморского цементного производства провело на территории Общества панель вдоль Новороссийско-Сухумского шоссе. Между тем, в части города, т.н. Балке Адамовича, где панели отсутствуют прохожие подвергают свою жизнь опасности. Между этими прохожими есть рабочие, живущие в городе, и много жителей заводов, посещающих церкви, школы, присутственные места и магазины. Поэтому считаю своей обязанностью обратить на это обстоятельство внимание Вашего Высокородия и просить Вас сделать все от Вас зависящее, чтобы по обеим сторонам Новороссийско-Сухумского шоссе в границах Балки Адамовича были проложены панели.
При обсуждении затронутого вопроса Вы заметите, что в конце шоссе, вдоль набережной, где находится отделение портового управления, городская улица вымощена слишком большим голышом с сильно выпуклою поверхностью, и к улице примыкает вымощенная канава длиной в один аршин. В таком виде эта  улица не имеет ни типа городской, ни деревенской улицы..
С совершенным почтением, О. Ливен»
Через два дня письмо было получено Новороссийской городской управой. Заявление Оскара Павловича по каким-то причинам пролежало в канцелярии Управы все лето, и только осенью этому делу был дан ход. После рассмотрения городской Думой этого вопроса городской голова 15 октября 1910 года посылает запрос в управление Новороссийского торгового порта, вместе с запросом препровождая предложение отремонтировать указанный участок дороги.
27 октября 1910 года за подписью заместителя начальника порта Н.Ильина последовал ответ: «Милостивый государь, имею честь сообщить Вам, что указанный Вами ремонт мостовой близ отделения порта не может быть произведен средствами Управления порта вследствие того, что таковая является частью Новороссийско-Сухумского шоссе, которым владеет особое учреждение». На этом дело о ремонте мостовой не закончились. Поиски хозяина шоссе продолжились, и 3 ноября городской голова отсылает ходатайство самому начальнику Кавказского округа путей сообщения, действительному статскому советнику Станиславу Гофману. В нем голова пишет: «Препровождая при этом копию письма господина директора цементного заводе Общества Черноморского цемента в Новороссийске и дефектах  дороги  по Сухумскому шоссе в границах балки Адамовича и в конце шоссе вдоль набережной». Далее городской голова приводит следующие аргументы: «Со своей стороны, разделяя взгляд О.П.Ливена на необходимость улучшения этого сообщения, обращаюсь к Вашему Превосходительству с просьбой: не признаете ли возможным сделать зависящие распоряжения о производстве необходимого ремонта, приняв во внимание мотивы, приведенные в письме господина директора цементного завода».
Начальник Кавказского округа путей сообщения не замедлил с ответом и 12 ноября этого же года сообщил: «Уведомляю Вас, что устройство тротуаров не входит в обязанности ведомства путей сообщения, и что прилегающий к черте города участок Новороссийско- Сухумского шоссе от здания «Русского Обще¬ства Пароходства и Торговли» до портовой ветви железной дороги вымощен крупным голышом для его прочности, чтобы избежать ежегодного ремонта. Вымощенные канавы на этом участке не могут быть заменены лотками, так как в них не поместится протекающая вода. В виду изложенного ходатайство Ваше не может быть удовлетворено».
Дальнейшая история ремонта Новороссийско-Сухумского шоссе так и осталась невыяснена. Была ли отремонтирована мостовая и сделали ли тротуары для пешеходов или нет, история умалчивает.
На фоне  всей этой чиновничьей переписки, хорошо просматривается роль Оскара Ливена как человека, гражданина и общественного деятеля, действия которого были направлены на улучшение быта людей,  и  наведения порядка на улицах нашего города.
Список литературы
Еременко, А. «Детектив» о цемзаводе (Шашин, Кучера, Ливен) : Страницы истории Новороссийска (1838-1997гг.) // Новороссийский рабочий. — 1997. — 6 сент.;
Шило, С. Заботами Оскара Ливена [Текст] : малоизвестные страницы из жизни господина директора цементного завода Общества Черноморского цементного производства / С.Шило // Цементник Новороссийска. — 2007. — 25 дек. — С.10.;
Корнеева, Л.Н. Династия цементных заводчиков [Текст] / Л.Н. Корнеева // Исторические записки : исследования и материалы. — Новороссийск, 2003. —  — Вып. 4. — С. 236-240.;