Меню
Назад » » »

Лазарев Михаил Петрович

  • 0.0 Рейтинг
  • 264 Просмотра

ЛАЗАРЕВ Михаил Петрович (3/14.11.1788, гор. Владимир — 11/23.4.18.51, гор. Вена, Австрийская империя), русский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843), генерал-адъютант (1833), командующий ЧФ, один из основателей военного укрепления Н-ск.
Отец — Л. Пётр Гаврилович (1743-1800), правитель Владимирского наместничества (1788-1796), сенатор, действительный тайный советник. Мать — Якоби Анна Андреевна (урожд. Чагина; ?-1793). Братья — Л. Андрей Петрович (1788-1849), вице-адмирал; Л. Алексей Петрович (1793-1851), контр-адмирал.
С марта 1800 учился в Морском кадетском корпусе(СПб.).
С 7/19.6.1803 после прохождения практики на корабле «Ярослав» гардемарин Л. — волонтёр английского флота. С января 1806 — мичман Королевского флота Великобритании. В 1803-1808 находился в непрерывном плавании на английских военных кораблях (Северное и Средиземное моря. Атлантический океан), а также на судах Ост-Индской компании (Индийский и Тихий океаны).
В нач. 1808 был произведён в мичманы Российского императорского флота. В Россию вернулся 27.5/8.6.1808; через 10 дней был приведён к присяге как офицер и направлен для дальнейшего прохождения службы на БФ. В том же г. принял участие в войне России
с Великобританией и Швецией. В августе 1808 оказался в кратковременном плену у англичан, после того как шлюпки, в которых находились русские моряки, пришедшие на помощь экипажу корабля «Всеволод», севшему на мель в р-не Балтийского порта (ныне гор. Палдиски, Эстония), были атакованы кораблями союзной эскадры. В 1809-1813 продолжал служить на Балтике. Лейтенант (1811). В 1813 перешёл на службу в Российско-американскую компанию. В октябре 1813 — ноябре 1814 совершил своё 1-е дальнее плавание в качестве капитана по маршруту Кронштадт — форт Ново-Архангельск (ныне гор. Ситка, Аляска, США), обогнув при этом Южную Америку. Весной 1815 Л. Отказался выполнить приказы главного правителя русских поселений в Северной Америке А.А. Баранова, самоуправно нарушившего условия контракта Л. с компанией. Тогда же Л. был вынужден спешно покинуть Аляску и вернуться (15/27.7.1816) на своём корабле в Кронштадт. В результате последовавшего разбирательства правление компании признало правоту Л., а правитель Русской Америки А.А. Баранов тогда же был отрешён от должности за превышение полномочий.
С 1817 Л. вновь в составе БФ. В 1819-1921 участвовал в научной экспедиции под руководством капитана 2 ранга Ф.Ф. Беллинсгаузена с целью исследования вод южных полярных морей. Экспедиция вышла из Кронштадта 3/15.7.1819 на шлюпах «Восток» (под командованием Ф.Ф Беллинсгаузена) и «Мирный» (под командованием лейтенанта Л.). 16/28.1.1820 шлюпы «Восток» и «Мирный», несмотря на тяжёлую ледовую обстановку, впервые в истории мореплавания подошли к материковой части Антарктиды. В ходе экспедиции также были открыты 29 новых островов. Пробыв в походе 751 день (из них 527 под парусами) экспедиция 24.7/ 5.8.1821 благополучно возвратилась в Кронштадт. Вскоре Л. был произведён в капитаны II ранга.
В 1822 Л. — командир фрегата «Крейсер», на котором в 1822-1825 совершил третье кругосветное плавание к берегам Северной Америки с целью охраны территориальных вод от хищнического промысла и борьбы с контрабандной торговлей. Капитан I ранга (с сентября 1825). В 1826 — командир 12-го флотского экипажа и строящегося в гор. Архангельске нового линейного 74-пушечного корабля «Азов». В 1827 назначен по совместительству нач. штаба эскадры, снаряжавшейся для похода в Средиземное море. В сентябре-октябре 1827 отдельная эскадра (в т. ч. н линейный корабль «Азов») под командованием контр-адмирала Л.П. Гейдена, выделенная для поддержки национально-освободительного движения греков, совершила переход из Портсмута (Англия) в Наваринскую бухту (Ионическое море). 8/20.10.1827 в последней произошло знаменитое Наваринское морское сражение между соединённой эскадрой России, Англии и Франции, с одной стороны, и турецко-египетским флотом — с другой. В этом сражении особо отличился флагманский корабль русской эскадры «Азов» под командованием Л. Российский флагман уничтожил 5 турецких кораблей, в т. ч. фрегат командующего турецким флотом. При этом сам «Азов» получил 153 попадания, из них 7 ниже ватерлинии. За победоносное Наваринское сражение линейный корабль «Азов» удостоился кормового георгиевского флага. Л. вскоре был произведён в контр-адмиралы.
В 1828-1829 находился со своим кораблём в составе Средиземноморской эскадры, принимал участие в блокаде пролива Дарданеллы. В мае 1830 прибыл во главе эскадры в Кронштадт. В 1831 командовал отрядом кораблей, крейсировавших в Ботническом заливе с целью охраны финляндского побережья от иностранной военной контрабанды. В 1831-1832 участвовал в работе Комитета образования флота по исправлению штатов вооружения и запасов военных судов, а также но выработке нового положения об управлении ЧФ. С февраля 1832 — нач. штаба, с августа 1833 — и. д., с января 1835 — главный командир ЧФ и портов. Вице-адмирал (с апреля 1833), генерал-адъютант (с июля 1833). Под руководством Л. численность кораблей ЧФ была доведена до полного штатного комплекта (15 линейных кораблей. 7 фрегатов, соответствующее количество пароходов и малых судов). Было построено большое адмиралтейство в гор. Николаеве; составлен проект строительства адмиралтейства в гор. Севастополе. В реорганизованном по указаниям Л. Гидрографическом депо были изданы подробные лоции и атласы Чёрного и Азовского морей. За 17 лет командования ЧФ Л. вырастил плеяду выдающихся русских флотоводцев — В.А. Корнилова. П.С. Нахимова, В.И. Истомина, И.А. Шестакова н др.
В 1838-1840 Л. вёл подготовку кораблей ЧФ к осуществлению крупных морских десантов в р-не пролива Босфор; в этот же период командовал эскадрой ЧФ, перевозившей десантные отряды генерал-лейтенанта Н.Н. Раевского с целью создания системы укреплений на восточном берегу Чёрного моря (в дальнейшем — Черноморской береговой линии).
12/24.9.1838, в полдень, эскадра кораблей ЧФ под командованием вице-адмирала Л. в составе линейных кораблей «Силистрия», «Императрица Екатерина», «Султан Махмуд», фрегатов «Энос», «Тенедос», «Бургас», «Агатополь» и «Браилов», пароходов «Северная звезда», «Колхида», «Громоносец», 3 транспортов, а также фрегат «Штандарт» под флагом контр-адмирала М.Н. Станюковича вошли в Суджукскую бухту. На берег был высажен армейский десант, ведомый генерал-лейтенантом Н.Н. Раевским (состав десанта приводится в статье Раевский Н.Н.), и сводный батальон моряков-черноморцев во главе с нач. штаба эскадры капитан-лейтенантом Н.Ф. Метлиным, будущим морским министром. Именно этот день освящён традицией как День основания Н-ска.
14/26.9.1838 вице-адмирал Л. и генерал-лейтенант Н.Н. Раевский осмотрели берег Суджукской бухты и по взаимному согласию выбрали места для строительства адмиралтейства и военного укрепления. В феврале 1839 в укрепление Н-ск по приказу Л. прибыл флотский архитектор подпоручик Рулев с целью составления «детальных чертежей и смет на постройку при р. Цемес» адмиралтейства, предварительные чертежи которого были разработаны самим Л. Окончательный проект адмиралтейства был утверждён в июле 1843, а его строительство завершено в 1850 г.
В ноябре 1843 Л. был произведен в адмиралы. Тогда же он ощутил 1-е симптомы заболевания, которое прогрессировало в течение последующих семи лет (рак желудка). В нач. 1851 был вынужден сдать управление флотом и выехать на лечение в Австрию, где вскоре умер. Прах Л. был перевезён в Россию и предан земле во Владимирском соборе гор. Севастополя. Там же похоронены его ученики — П.С. Нахимов, В..4. Корнилов и В.И. Истомин.
Являлся почетным членом географического общества, Казанского ун-та и Одесского общества истории и древностей.
Награждён орд. Св. Андрея Первозванного, Св. Владимира 1-й ст. (а также 2-й — 4-й ст.), Белого Орла, Александра Невского, Св. Георгия 4-й ст. (1817); командорским крестом орд. Спасителя (Греция), орд. Бани (Великобритания), Св. Людовика (Франция).
Имя Л. носят атолл в группе островов Россиян в Тихом океане; шельфовый ледник море Л. у берегов Антарктиды; антарктическая научная станция «Новолазаревская» в 80 км от берега этого моря; мысы в проливе Невельского, в гор. Севастополе, на о. Унимак (Аляска); пос. Лазаревское (изначально форт Л., ныне р-н гор.-курорта Сочи); пос. и порт Л. на берегу Амурского лимана; ул. Лазаревская в гор. Н-ске, Севастополе, Хабаровск Владивостоке; набережная Адмирала Л. в СПб.; ул. Адмирала Л. в гор. М., а также ул., пер., площади, мосты в др. населенных пунктах государств бывшего СССР. Название «Адмирал Л.» носили различные корабли Российского императорского флота ВМФ РФ, в т. ч. тяжёлый атомный ракетный крейсер Тихоокеанского флота. Памятники Л. установлены в Лазаревском, Н-ске (в составе скульптурной композиции «Основателям гор. Н-ска», Азове; бюсты Л. — в Н-ске, Севастополе.
Супруга (с 1835) — Л. (урожд. Фан-дер-Флит) Екатерина Тимофеевна (1812-1877), дочь архангельского вице-губернатора Т.Е. Фан-дер-Флита. Дети — Татьяна (1836-1916), Михаил (1839-1908), Пётр (1843-1845), Анна (1845-1893), Александра (1848-1853), Пётр (1850-1919), сенатор.
Похоронен в гор. Севастополе.
Литература: Персоны Новороссийска: Большой иллюстрированный биографический словарь /Под редакцией С.Г. Новикова. – Новороссийск: ООО «Издательский дом «Персона Пресс», 2017. – 608 с.: ил.