Назад » » »

Загрязнение Черного моря

  • 5.0 Рейтинг
  • 1148 Просмотров

Загрязнение Черного моря нефтепродуктами.
Загрязнение моря нефтью ведет к массовому уничтожению рыбы, полезных птиц и водорослей, причиняет огромный ущерб морскому побережью.
Сырая нефть, мазут, тяжелое дизельное топливо, смазочные масла, выкачиваемые за борт с балластными, промывочными и льяльными водами, а также попадающие в воду при аварийных розливах, могут переноситься по поверхности воды на большие расстояния, уничтожая на своем пути живые организмы, загрязняя порты, курорты, места отдыха и купания.
В частности, нефтяное загрязнение Цемесской бухты отрицательно сказывается на количестве растворенного кислорода в морской воде, особенно у берегов, где откармливается молодь многих видов рыб. Наличие нефтяной пленки приводит к дефициту растворенного кислорода и нередко к гибели рыбы.
Нарушение нормального развития икры и гибель личинок рыб наблюдается при концентрации нефтепродуктов в морской воде 0,2 миллиграмма на литр. Нефть представляет собой чрезвычайно сложную смесь органических соединений и состоит в основном из парафинов, нефтенов — углеводородов предельного ряда, поэтому она обладает очень малой химической активностью, не вступает в соединение с другими органическими веществами является очень стойким загрязнителем. Она почти не растворяется в морской воде, держится на ее поверхности в виде масляной пленки. Кроме углеводородов в состав нефти входят смолы, асфальты, сера. Содержание последней колеблется от 0,8 до 5 %, что придает нефти и получаемым из нее нефтепродуктам резкий запах.
Вредное влияние нефти описано в 1886 году профессором Германом. Он пришел к заключению, что она действует на рыб как наркотик  — у рыб появляется усиленная рефлекторная деятельность, нарушается координация движения, затем наступает состояние наркоза (лежание на боку), а при длительном воздействии наступает смерть. Чем моложе рыба, тем она чувствительней к нефтяному яду. Это подтверждает профессор Арнольди. Он установил прямое и косвенное действие нефти и ее продуктов. К прямому действию он относит токсическое влияние на водные организмы, а также нарушение газообмена между водой и атмосферой в результате образования нефтяной пленки.
Токсическими свойствами обладают не только нефть и мазут но и соляровое масло, петролейный эфир, бензин, керосин и лигроин. Гибель рыбы наблюдается при разведении этих продуктов 1:5.000, что соответствует 3-5 миллиграмма на литр. Меньшие концентрации при длительном воздействии приводят к хроническому отравлению рыб. К нефтяному яду рыбы не привыкают.
Некоторые авторы предельно допустимыми концентрациями нефтепродуктов считали 1 миллиграмм на литр морской воды, по исследованиями Всесоюзного научно-исследовательского института рыбного хозяйства установлено, что предельно допустимая концентрация нефтепродуктов в воде водоемов (1 миллиграмм на литр) является завышенной.
На основании наблюдений институт пришел к заключению, что в воде, содержащей 0,5 миллиграмма нефтепродуктов на литр, мясо рыбы приобретает вкус нефти через одни сутки, 0,2 миллиграмма на литр — через трое суток, 0,1 — через десять суток, а исчезновение нефтепродуктов из мяса рыб при нахождении его в чистой воде наступает через 20-30 дней.
Нефтяное загрязнение, как уже говорилось является очень стойким, распространяется на большие территории и охватывает не только поверхность, но и дно водоема, где отлагаются тяжелые фракции, нередко создавая барьер, препятствующий заходу промысловых рыб в прибрежную зону.
Самые опасные загрязнители Азово-Черноморского бассейна — нефтепродукты. В районе Туапсе, к примеру, нефтяная пленка порой покрывает до 90 процентов акватории. Следующая группа загрязнителей — морские суда. Не раз задерживали нарушителей, которые «очищаются» перед заходом в морской порт, сливая и выбрасывая все лишнее в море. Причем свою «лепту» в загрязнение прибрежных вод вносят не только иностранные суда, но и наши рыболовы и даже пограничники.
Загрязнение моря происходит путем незаконного сброса нефтепродуктов морскими судами, заходящими в акваторию морского порта Новороссийск и из городских  ливневок, куда отработанные нефтепродукты попадают по ночам со стоянок грузовиков, доставивших металлолом для погрузки на корабли и томящихся в очереди в восточном районе порта. Шоферы большегрузов под покровом ночи производят замену масла, а отработанные нефтепродукты сливают в ливневую систему. С первым же дождем вся грязь смывается в море, на поверхности образуются масляные пятна. Еще один классический пример загрязнения бухты нефтепродуктами — это разлив нефти через воздуховоды на танках во время заправки горючим. Прокурорские проверки на бункеровочных танкерах проводятся регулярно. Это один из рычагов воздействия на владельцев и капитанов морских судов, побуждающий соблюдать правила безопасности и предотвращать попадание в воду нефтепродуктов. По данным Новороссийской транспортной прокуратуры, все разливы топлива в бухте происходят по вине судовых команд, которые по разным причинам допускают разлив, как правило, во время бункеровки и чаще в ночное время. И в половине случаев нефтепродукты сбрасываются в море умышленно, под видом балластных вод.
Многие ученые отмечают, что Черное море заболачивается — в нем увеличивается количество органических веществ. Сильно ухудшилась ситуация в последние три года: если раньше прозрачность была нормальной на глубине 15 метров, то сейчас на глубине 4 метра в толще воды висят «со¬пли». Это органика, которую море уже не в состоянии переварить.
Статистика по загрязнению нефтепродуктами моря в районе Новороссийска такова: например, за 9 месяцев 1997 года, по сведениям территориального комитета охраны природы, было 40 случаев загрязнения моря нефтепродукта¬ми, в основном иностранными судами. Виновники наказываются, ущерб возмещается, но не так быстро восстанавливается водная среда. Если бы не способность моря к само¬восстановлению, мы бы имели бухту, покрытую радужной пленкой.
Как отмечает профессор Громов, Черному морю срочно нужны экологические программы, которые избавят побережье от канализационных выбросов и снизят выбросы нефтяные.

Загрязнение Черного моря балластными водами.
Ежегодно в порту Новороссийск морскими судами сбрасывается свыше 32 млн. тонн балласта. Поэтому контроль за экологической безопасностью Администрация морского порта Новороссийск обеспечивает на высоком уровне. В 2004 г. Международной морской организацией (ИМО) разработан и принят текст конвенции о контроле водяного балласта и осадков с судов. Документ был открыт для подписания, и уже тогда на этой стадии в рамках инициативы ИМО АМП Новороссийск приступила к организации контроля судовых балластных вод. На первом этапе была разработана и апробирована временная методика контроля водяного балласта на судах, включающая биологическое исследование видового состава гидробионтов и экосистемный мониторинг биоразнообразия в местах сброса балласта с оценкой риска внедрения инвазийных видов. На оригинальном материале выявлен состав, обилие, происхождение и основной вектор распространения инвазийных видов гидробионтов, оценена степень риска для прибрежных вод Азово-Черноморского бассейна.
Вторым этапом работы стала детальная инвентаризация биологических ресурсов, проведены базовые биологические исследования в акватории Новороссийского порта. В течение 2004-2005 гг. проведены выборочные исследования зоопланктона, бентоса в контрольных точках акватории порта, а также концентраций нефтепродуктов. Продолжались проверки балласта по показателям плотности (солености). Всего проверено 1308 судов. Последний этап, подводящий итог исследованиям в порту, посвящен разработке законодательных актов и нормативных документов по предотвращению занесения патогенных и потенциально опасных биологических организмов. Издано методическое руководство по контролю водяного балласта судов. Основные требования по замене балласта в порту Новороссийск, в соответствии с решением причерноморских государств, балласт должен быть заменен в Черном море на ходу на глубинах более 200 м. сегодня это наиболее действенный способ оградить черноморскую экосистему от «вселенцев».
Морские биологи называют загрязнение балластными водами «миной замедленного действия».