Назад » » 2025 » Апрель » 17

Познавательный час к 80-летию со дня основания атомной промышленности в библиотеке Мысхако (6+)


  • 17.04.2025
  • 530 Просмотров

17 апреля сотрудник библиотеки-филиала № 11 села Мысхако провела познавательный час «Атом на службе России». Мероприятие прошло в мысхакской школе № 27. Гостями встречи стали ученики 5 «Г» класса.
Сегодня ребята погрузились в интересную тему, волнующую многих. А для начала упомянули фундаментальные науки физику и химию в широком смысле! Конечно, ребята уже многое знают об окружающем их мире, о науке и её постулатах, важных открытиях и многих других аспектах. И сегодня подробнее обсудили вопросы, связанные с понятием энергии. Конечно, основа основ – это закон сохранения энергии, с которым ребята тоже познакомились.
Жизнь современного человека полна комфорта, мы пользуемся всеми благами цивилизации – от тёплых уютных домов до мобильных телефонов и искусственного интеллекта, летаем на самолётах и даже отправляемся в космос. Но это всё придумывалось и создавалось человечеством веками. Пятиклассники мысленно отправились на тысячелетия назад и представили, как жили наши давние предки. Все вместе обсудили, как человек добыл огонь, как научились получать из земных недр полезные ископаемые и стали использовать энергию природы для того, чтобы сделать жизнь лучше и удобнее. Поговорили о том, как человек смог укротить энергию природы, солнца, воды, ветра. 
Конечно, даже у таких довольно безопасных источников энергии, как солнечные батареи и ветряные мельницы, есть не только достоинства, но и недостатки. А у добычи угля, нефти и газа для обеспечения людей энергией эти недостатки даже более очевидны. Тем более некоторых полезных ископаемых вроде нефти в недрах осталось не так много. 
Сегодня ребята узнали больше об одном из мощнейших источников энергии. Ещё древние греки заподозрили, что всё вокруг состоит из каких-то мелких частиц, невидимых глазу. Позже учёные открыли молекулы и атомы – в переводе «неделимые», ведь это самая мелкая частица вещества, определяющая его свойства. Ребята узнали, что атом состоит из ядра и электронов, а ядро в свою очередь – из протонов и нейтронов. 
Одним из переломных моментов XX века стало появление атомной энергетики. Ведь если на атомное ядро некоторых металлов, например, урана, воздействовать нейтронами, то ядра начнут делиться, и наступит так называемая цепная реакция. Так человечество получило энергию огромной мощи, не сравнимую по силе ни с чем до этого на Земле. Эту энергию предстояло укротить, ведь такая мощная сила особенно нуждается в том, чтобы применить её в мирное, конструктивное русло. 
Восемьдесят лет назад эпоха атомной энергетики началась и в нашей стране, когда был учреждён Специальный комитет в этой сфере. И с тех пор наша страна лидирует в сфере ядерной энергетики. Ребята услышали об истории развития атомной отрасли в нашей стране – от запуска первого ядерного реактора, пуска первой в мире атомной электростанции, выхода первого атомного ледокола до работы компании «Росатом», которая объединяет в себе многие атомные компании страны. 
Школьники разобрались в том, как работает ядерный реактор и за счёт чего реакция деления ядер становится управляемой. Они поняли, что работа ядерного реактора в моменте не даёт отходов, как некоторые другие источники. Конечно, встаёт очень серьёзный вопрос о том, как правильно обращаться с радиоактивными отходами атомного производства. Но сейчас, помимо их «захоронения» в специальных местах, придумали способ, при котором отработанный материал снова поступает в производство. Таким образом он попадает в многократное и практически бесконечное использование. 

Всё это обсуждение вызвало живой интерес ребят, к тому же они и сами поделились своими познаниями в этой сфере. Конечно, все вместе обсудили то, как используется атомная энергия в самых разных видах деятельности: в получении электроэнергии, в космонавтике, в медицине, в науке, в ледокольном и других видах флота и в других сферах. 
Почерпнув много новой информации, ребята размялись, но не обычным способом, а с помощью увлекательной физической викторины! Сначала школьники нашли аналог разным сказочным вещам в современном мире. Загадки о предметах, связанных с физическими явлениями, пятиклассники разгадали тоже. А ещё все вместе нашли ответы на вопросы, почему куски разбитой чашки невозможно соединить без клея вновь даже благодаря силам притяжения между молекулами и зачем в крышке заварочного чайника дырочка. 
А в финале все вместе подчеркнули важную мысль: имеющиеся у человечества виды энергии должны использоваться только во благо. Надеемся, ребята узнали сегодня много интересного, и ждём новых встреч!