- 21.09.2023
- 970 Просмотров
20 сентября в библиотеке имени Петра Павленко состоялась очередная литературная гостиная «Друзей моих прекрасные черты». На этот раз участники мероприятия вспоминали творчество поэта-шестидесятника Беллы Ахмадулиной. Её творчество – яркая и значимая страница в истории отечественной поэзии. Уже в юном возрасте проявив активную гражданскую позицию, Белла Ахатовна не изменила себе до конца своих дней. «Если меня чему-то и научил Литературный институт, так это тому, как не надо писать и как не надо жить. Я поняла, что жизнь — это отчасти попытка отстоять суверенность души: не поддаться ни соблазнам, ни угрозам», - вспоминала она не без чувства юмора.
Гости смогли в этом убедиться, пройдясь по вехам биографии знаменитой россиянки, ведь в её жизни находилось место не только поэтическому творчеству. Например, гости узнали о том, что в 1960-х годах Белла Ахмадулина снималась в кино. Фильм Василия Шукшина «Живет такой парень», где поэтесса сыграла журналистку, получил приз «Лев святого Марка» на Венецианском фестивале в 1964 году. В фильме «Спорт, спорт, спорт» за кадром Ахмадулина читала собственные стихи «Вот человек, который начал бег…» и «Ты человек! Ты баловень природы…». Ведущая гостиной – Наталья Лазаревна Скорнякова поведала о том, что её студенческая жизнь совпала с периодом расцвета творчества поэтов-шестидесятников, но больше всего её заинтересовало, после присутствия на концерте поэтессы, именно творчество Беллы Ахмадулиной.
В начале были:
«Пятнадцать мальчиков, а может быть и больше,
а может быть, и меньше, чем пятнадцать,
испуганными голосами
мне говорили:
"Пойдем в кино или в музей изобразительных искусств"»
А потом Ахмадулина на глазах у читателей раскрылась как мастер метафорически богатого стиха, переходов конкретно-чувственной образности в причудливую игру аллегорий, обыденной речи — в высокую архаику, непосредственности признания — в изысканную стилизацию. Лирическую героиню Б. Ахмадулиной характеризуют сосредоточенность — иногда чрезмерная — на самовыражении и самоанализе.
На встрече было воздано должное и тому, что Б. Ахмадулина — переводчик, искусно передающий дух оригинала, а также ею написаны очерки, настойчиво возвращаясь к судьбам А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова.
Прозвучало много миниатюр в исполнении участниц встречи, но особенный отклик вызвало стихотворение «Цветы», а его последняя строфа:
«Им на губах не оставаться,
им не раскачивать шмеля,
им никогда не догадаться,
что значит мокрая земля», - стало понятно, что в своем стихотворении Ахмадулина проводит параллель между собственной жизнью и жизнью оранжерейных цветов. Прекрасные анютины глазки восхищают поэтессу, однако она им совершенно не завидует, ведь “им дали света и земли не потому, что их жалели или надолго берегли”.
Известно, что художник воспринимает мир в конкретно-чувственных образах: зрительных, обонятельных, осязательных, слуховых, вкусовых, и Ахмадулина в своих произведениях концентрируется на передаче цветовых ассоциаций. Ведущая отметила, что употребление «цветовой» лексики становится не только изобразительно-выразительным, но и композиционным приемом в творчестве поэтессы.
Настоящим подарком присутствующим стало выступление новороссийской поэтессы Ирины Юрьевны Лекаторчук, которая прочла свое любимое произведение виновницы мероприятия – поэму «Сказка о дожде». После эмоционального и талантливого прочтения наши гостьи нашли сложные ассоциативные ходы, которые трудно предугадать, как например: «Дождь на моём плече, как обезьяна, /сидел. И город этим был смущён»; обращается к архаическим элементам речи «я его корила»; смешивает велеречивые обороты с разговорными: «И была моя щека наказана пощёчиною влаги», «Дождь, в печали и отваге, омыл мне губы запахом щенка», «- О, отвяжись! – я говорила грубо»; рифмует родное и чужеродное слово: «Я спряталась за стол, укрытый нишей./Дождь за окном пристроился, как нищий»; возвращает словам забытый смысл, помещая их в старый контекст: «Дождь, как крыло, прирос к моей спине».
Мероприятие «литературная гостиная» завершилось с большим успехом. Все присутствующие получили новые знания и вдохновение от творчества как Беллы Ахмадулиной, то и от всех шестидесятников. Литературные произведения, прочитанные гостями, вызвали у слушателей множество эмоций и задумок. Удалось передать атмосферу эпохи и важность литературного движения шестидесятников. Многие из присутствующих были заражены творческим духом и выразили желание изучать и писать литературу в стиле шестидесятников. Все участники мероприятия остались довольными и вдохновленными новыми знаниями и возможностями, которые им предоставила литературная гостиная.