- 20.06.2024
- 684 Просмотра
19 июня наша уютная литературная гостиная собрала любителей увлекательных рассказов о писателях. На этот раз встреча была посвящена, по многочисленным просьбам, жизни и творчеству Владимира Владимировича Набокова.
О себе Владимир Набоков говорил: «Я американский писатель, рожденный в России, получивший образование в Англии, где я изучал французскую литературу перед тем, как на 15 лет переселиться в Германию». Всю жизнь он шокировал и удивлял окружающих: своим противоречивым характером, скандальными произведениями и необычными увлечениями. Он коллекционировал бабочек и увлекался футболом, сочинял шахматные задачи и вел эпатажные лекции по всемирной литературе. На весь мир Набокова прославила книга о нимфолепсии «Лолита», она же принесла ему финансовую независимость и лишила Нобелевской премии.
«Этот мальчишка выхватил пистолет и одним выстрелом уложил всех стариков, в том числе и меня…», - так энергично отозвался в конце 20-х годов И.А. Бунин за появление романов Набокова, писавшего тогда под псевдонимом В. Сирин: «Машенька», «Король, дама, валет», «Защита Лужина».
Ведущая заострила вынимание аудитории на том, что Набоков – это отнюдь не «автор одной книги», - его творческое наследие обширно и многогранно. Например, в первом романе «Машенька» были найдены дорогие и притягательные для Набокова темы, присутствующие или доминирующие в большинстве русских и английских романов, созданных им позднее. Это тема безвозвратно потерянной России как подобия утраченного рая и как воплощения счастья молодости; это тема времени и воспоминания, одновременно противостоящего все уничтожающему времени и терпящего неудачу в этой тщетной борьбе.
На мероприятии слушатели познакомились с рассказами Набокова, отметили, что его произведения часто раскрываются не сразу, поскольку полны аллюзий. Порой просто невозможно предсказать, чем закончится тот или иной рассказ. С первого раза у Набокова мы «ловим» красоту языка, наслаждаясь ею, а вот глубина и смысл рассказов-«ребусов» даются лучше при перечитывании.
Гости узнали еще много интересных фактов о знаменитом писателе, например:
1. Одним из хобби Набокова было увлечение бабочками. В его коллекции было больше 4000 экземпляров. Он открыл аж 20 видов бабочек и написал 18 статей на тему энтомологии. В его честь даже назвали один из видов этих насекомых.
2. Набоков обожал эксперименты с литературной формой. Например, диаграмма полуударений стихотворения «Большая Медведица» повторяет очертания этого созвездия.
3. После отъезда за океан Набоков больше не написал почти ничего на языке своей родины. Правда, были два исключения — его собственный перевод «Лолиты» и автобиография.
4. В Америке Набоков помимо литературы зарабатывал на жизнь преподаванием в университетах. Например, он стал автором одного из самых успешных курсов по русской литературе XIX века, который значительно повлиял на интерес к русской литературе во всем мире.
5. Набокова минимум четырежды (причем подряд) номинировали на Нобелевскую премию, но в итоге он так ее и не получил. Не помогла даже рекомендация Солженицына, который получил премию годом ранее. Вероятно, это (наряду с Толстым, который от номинации на премию отказался) остается одной из самых больших несправедливостей, совершенных комитетом премии.
Ведущая прочла рассказ «Рождество», призванный продемонстрировать красоту набоковского языка и глубину мыслеформ. Главная мысль - это ценить, любить своих близких при жизни, то есть пока они живы, а не после.
Ещё рассказ заставляет задуматься о жизни и смерти, не всё человеку подвластно, всё живое рождается и умирает, но жизнь продолжается и приходится жить дальше. «Тикали часы. На синем стекле окна теснились узоры мороза. Открытая тетрадь сияла на столе, рядом сквозила светом кисея сачка, блестел жестяной угол коробки. Слепцов зажмурился, и на мгновение ему показалось, что до конца понятна, до конца обнажена земная жизнь — горестная до ужаса, унизительно бесцельная, бесплодная, лишенная чудес...», - прозвучало в гостиной.
А потом: «…крылья - еще слабые, еще влажные - все продолжали расти, расправляться, вот развернулись до предела, положенного им Богом, - и на стене уже была - вместо комочка, вместо черной мыши,- громадная ночная бабочка, индийский шелкопряд, что летает, как птица, в сумраке, вокруг фонарей Бомбея. И тогда простертые крылья, загнутые на концах, темно-бархатные, с четырьмя слюдяными оконцами, вздохнули в порыве нежного, восхитительного, почти человеческого счастья».
Затем гостям было предложено посмотреть талантливо снятый документальный фильм «Петербург Набокова», навеявший многим светлые воспоминания о студенческой юности.
Участники горячо благодарили за доставленное удовольствие и полученные знания.