- 21.02.2024
- 221 Просмотр
#РосмолодёжьГранты #Росмолодёжь
В 2023 году исполнилось 120 лет со дня рождения выдающегося киносказочника Александра Птушко. Команда «Москино» выбрала на портале «Культура.РФ» его лучшие ленты — со старичками-колдунами, царем Салтаном, Буратино против Карабаса-Барабаса, Данилой-мастером и злобным карликом Черномором. Читайте материал и смотрите сказки онлайн вместе с детьми.
«Новый Гулливер». 1935. 73 мин. СССР. 0+
Пионер Петя Константинов засыпает над книгой «Путешествия Гулливера» Свифта и перемещается на ее страницы. Это сатира на капиталистическое общество и первый в мире полнометражный фильм, созданный с использованием объемной анимации. А еще «Новый Гулливер» до глубины души поразил Чарли Чаплина и чешского режиссера-сказочника Карела Земана.
«Золотой ключик». 1939. 73 мин. СССР. 0+
Частично игровой фильм, частично кукольный мультфильм, экранизация пьесы Алексея Толстого, написанной им по своей же сказке. Потому и финал сильно отличается от привычного: Буратино и его друзья открывают золотым ключиком дверь за нарисованным очагом, добираются до волшебной книги и на сошедшем с ее страниц воздушном корабле отправляются вместе с советскими полярниками в СССР.
«Каменный цветок». 1946. 87 мин. СССР. 12+
Мастерски снятая экранизация уральских сказов Павла Бажова. Дедушка Слышко рассказывает старую-старую сказку об удивительном резчике по камню. Еще в детстве Данила-мастер обучился этому искусству, и теперь каждая его работа вызывает восхищение. Но Данила не удовлетворен, он хочет достичь совершенства. Хозяйка Медной горы призывает мастера к себе в подземное царство, чтобы он создал каменный цветок, неотличимый от настоящего.
«Сказка о потерянном времени». 1964. 76 мин. СССР. 0+
Жутковатая притча о вреде ленности рассказывает о детях, поменявшихся местами со старыми и злыми волшебниками: они хотят творить пакости в обличье школьников. Единственный фильм Птушко, снятый на современном материале, поставлен по сказке Евгения Шварца и полон бодрых «старичков», бегающих за вредными «детьми», чтобы снять колдовское заклятье.
«Садко». 1952. 90 мин. СССР. 0+
Классическая сказка по мотивам былин о новгородском купце и гусляре Садко, получившая «Серебряного льва» в Венеции. Любопытно, что фильм был выпущен в американский прокат Роджером Корманом с английским дубляжом и вырезанными песнями под названием «Волшебное путешествие Синдбада», а одним из авторов его адаптации выступил тогда еще никому не известный Фрэнсис Форд Коппола.
«Илья Муромец». 1956. 82 мин. СССР. 0+
Орда тугар разоряет русскую землю, а Илья Муромец сидит без сил на печи. Но после того, как странник поит его соком встань-травы, Муромец расправляет плечи и берется за меч Святогора. А когда он познакомится с Алешей Поповичем и Добрыней Никитичем, врагам точно придется туго. Первый широкоэкранный советский фильм, основанный на русских былинах, Птушко снял с хитрым использованием зеркальной приставки — в сцене битвы казалось, что массовка стоит до самого горизонта.
«Алые паруса». 1961. 88 мин. СССР. 6+
Экранизация повести Александра Грина с синеокой Ассоль (дебют Анастасии Вертинской, отметившей на съемках свое 16-летие), которая ждет предсказанного ей капитана. Конечно, капитан Грэй (Василий Лановой) приплывет на корабле с алыми парусами и увезет в волшебную страну. Романтика в чистом виде с прекрасной работой художника и режиссера.
«Сказка о царе Салтане». 1966. 86 мин. СССР. 6+
Однажды царь Салтан подслушал разговор трех сестриц, которые «сидели под окном и пряли что-то вечерком». Слова младшей о том, что она сделала бы, став царицей (конечно, родила наследника), так ему понравились, что он тут же взял ее в жены. А старшие позавидовали черной завистью и решили избавиться от сестры, пока царь был на войне. Первая художественная экранизация сказки Пушкина с великолепными царем — Владимиром Андреевым, царицей — Ларисой Голубкиной и Олегом Видовым в роли их сына Гвидона.
«Руслан и Людмила». 1972. 140 мин. СССР. 0+
Экранизация поэмы Пушкина и последний фильм Птушко, который многие критики считают вершиной его творческого пути. Здесь и великолепно поставленные батальные сцены, и поразительные комбинированные съемки — чего стоит хотя бы голова великана или летающий карлик Черномор.