Литературно-художественные журналы марта

Смена № 3 – 2016 г.

dlya_sayta_3__16В 3-м номере читайте об истории  королевской любви – польского короля Станислава Понятовского и российской царицы Екатерины II,  о невероятном промане Владислава Ходесевича и Нины Берберовой, о браке Уинстона  и Клементины Черчилль, длившемся 57 лет, беседу с ведущим артистом театра Романа Виктюка и режиссером Александром Дзюбой, новый детектив Анны и Сергея Литвиновых «Бабочки на воде» и многое другое.

Знамя №3 – 2016 г.

b6e190aaed719590d7d308ef18adc150Поэт, прозаик, пушкинист Владимир Рецептер хорошо известен читателям «Знамени». Подборкой его стихов «Манна небесная» открывается мартовский номер журнала.
Роман Владимира Кравченко «Не поворачивай головы. Просто поверь мне…» — синтез воспоминаний лирического героя о военной службе на Байконуре и его любовных переживаний в разные годы жизни. Но главное – он  о подлинной, глубокой любви, безвозвратно утраченной.
Стихи Олега Дозморова «Неистребимый уральский акцент» неизменно обращены к дорогой тени, другу поэта, Борису Рыжему.
«Знамя» печатает вторую часть автобиографического повествования художника Бориса Заборова «То, что нельзя забыть» (начало см. «Знамя», №6 за 2014 год). Здесь эпизоды военного детства и юности, пришедшейся на годы Оттепели с ее несбывшимися надеждами…
Подборка стихов Владимира Гандельсмана «Чёрные зонтики». Ее начинает «Элегия памяти. Перечитывая Л.Чуковскую».
Анатолий Курчаткин предваряет публикацию участника форумов молодых писателей в Липках Вячеслава Ставецкого, который представил на суд читателя цикл «Необъявленные хроники Запада», состоящий из двух рассказов — «Из наследия» о загадке фотошедевра и «Зависть» о попытке английской группы альпинистов покорить Эверест.
Стихи Александра Дельфинова представлены подборкой «Седой бродяга со змеиным взором». Название — строка из стихотворения «Мёртвый прокурор».
Рассказ Евгении Некрасовой «Молодильные яблоки» — остроумная фантазия на фольклорную тему в сегодняшних реалиях: восьмидесятилетняя старушка получает взамен украденного паспорт с ошибкой в дате рождения аж на полвека. И преображается, на те же полвека молодея.
Подборка лирики Елены Ванеян «Цветы и звери вернулись» насыщена нежностью и грацией.
В разделе «Эссе» печатается работа Марка Харитонова «Разговоры шестидесятых». В авторском предисловии рассказана история овладения стенографией — в больнице, от скуки. Записи сделаны со слов совершенно разных людей, встреченных автором в 60-е годы ХХ века.
«Мемуары». Здесь Михаил Михеев продолжает публикацию и комментирование дневниковых записей  известного драматурга и киносценариста А.К.Гладкова. На этот раз записи относятся к 1972 году (предыдущая публикация – «Знамя», №№ 5,6 за 2015 год).
В мартовском «Конференц-зале» по традиции «Говорят лауреаты “Знамени”» — Михаил Айзенберг, Максим Осипов, Александр Киров, Бахыт Кенжеев, Андрей Турков.
Под рубрикой «Образ жизни» читатель найдет статью Юрия Комарова «Черный хлеб и острова преткновения». Речь здесь идет о проблемах Курильских островов, не дающих подписать российско-японский договор о мире.
В разделе «Критика» печатается статья Марка Амусина «Метапроза, или Сеансы литературной магии» о тенденциях современной прозы.
В рубрике «Гутенберг» Наталья Иванова печатает «Пеструю ленту-12» — обзор недавно вышедших книг: «Словарь перемен — 2014» М.Вишневецкой, роман Дмитрия Иванова «Где ночуют боги», сборник «Иосиф Бродский и Литва», «Воздух времени. После СССР: мы и наши мифы» Натальи Игруновой.
В «Переучете» статья критика Павла Руднева «Некоторые театральные впечатления осени—зимы 2015 года.

Новый мир № 3 – 2016 г.

Главная_страница_-_2016-05-17_15.10.52

ПРОЗА
Леонид Касаткин. История одной семьи
Чтение трудное, точнее, чтение неудобное для нового типа наших интеллектуалов, новейшую русскую историю осмысляющих с помощью концепций «русского космизма» или «обители» – в «Истории одной семьи» Леонида Касаткина история, увы, обыкновенная для первой половины прошлого века: отец, дворянин, интеллигент, художник, просветитель, побывав в Соловках и в ссылке, расстрелян в 1937 году; мать – 13 лет в заключении и 16 лет в ссылке. Сын смог пробиться и стать ученым; он и составил текст: сначала компактно написанный очерк истории семьи, далее – повествование в письмах, то есть история в живых голосах. История того, как люди, которым как бы предназначено было стать цветом нации, ее энергетикой, не жили, а выживали. Одна из историй, для осмысления внутреннего содержания которой мы никак не наберемся мужества.
Ольга Елагина. Тошнота. Повесть
Про тошноту от жизни, поразившую – как бы вполне беспричинно – героя повести, вполне благополучного, «беспроблемного» редактора глянцевого журнальчика, и про его попытки научиться жить заново.
Михаил Тяжев. Караваев и Балашов. Рассказ
Рассказ, в котором при предельной аскетичности внешнего сюжета (путь, проделанный героем в машине от аэропорта областного города к роддому, где лежит его жена,) выхлестывает неожиданно емкое жизненное пространство.
Антон Секисов. Песок и золото. Рассказ
Предложенный автором сюжет инициации: маленький сын и его отец – их родство и как бы внутренняя автономность существования каждого из них.
Алексей А. Шепелёв. Мост сквозь зеркало. Рассказ
Про одиночество и про преодоление страха (при плотной как бы бытописательности – страха экзистенциального)  героя, погруженного в стихию ночной жизни города.
СТИХИ
Подборки стихотворений Владимира Салимона «Красная трава», Андрея Василевского «Вразброс», Ольги Ивановой «Моя Вестфалия», Игоря Вишневецкого «Удар стрелы»», Михаила Синельникова «Теплоход», Григория Медведева «Белый шум».
ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЯ. ПОЛИТИКА
Павел Нерлер. В Москве (Ноябрь 1930 — май 1934).
Окончание журнальной публикации глав из биографии Мандельштама – биограф восстанавливает основные сюжетные линии четырех лет жизни поэта перед его первым арестом. Ко всему прочему это еще и демонстрация способностей строго выстроенной документальной прозы (только факты, документы, свидетельства) создавать образы почти художественной выразительности и людей и самой атмосферы московской жизни тех лет.
ДАЛЕКОЕ БЛИЗКОЕ
Евгений Деменок. Новые миры
Очерк про издания (журналы и газеты), носившие и сегодня носящие имя «Новый мир»,  – «Новый мир», в котором публикуется эта работа, упомянут только в последнем абзаце этого достаточно пространного и информативного текста.
ВРЕМЕНА И НРАВЫ
Владимир Козлов. Как попасть на карту современной поэзии
Статья, посвященная проблеме институализации современной поэзии в нынешней российской культурной жизни; то есть в ситуации, когда поэзия в России есть, поэзия на редкость богатая, разнообразная, и читатель у нее, пусть и не слишком многочисленный, тоже есть, но катастрофически не хватает точек (институций), в которых они – поэзия и ее читатель – могут сходиться. Какие сегодня возможны пути преодоления этой ситуации? – об этом размышляет поэт, критик, создатель Центра изучения современной поэзии в ЮФУ, главный редактор литературно-исследовательского журнала о поэзии «Prosodia».
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Александр Жолковский. Чудесные вольности в «Музыке» Бориса Пастернака.
Пастернак и музыка

Дружба народов № 3 — 2016 г.

obl3-2016ПОГОВОРИМ О СТРАННОСТЯХ ЛЮБВИ…
А может, и не о странностях. Любовь вообще странная штука. Требует понимания. Умения прощать. Широты души. Широты взгляда. Политики и даже народы могут копить обиды, не прощая, растравляя самих себя. Герой романа Александра Котюсова «Гнездовье бакланов, или У каждого своё Саргассово море» — отзывчивый, энергичный, бесшабашный, обладающий чувством юмора — хочет прежде всего понять. Что-то принять, что-то отвергнуть. Кому-то может показаться, что это роман о русских и литовцах. На самом деле — это роман о любви и о сердце мирного юноши, а потом взрослого человека, открытом самым разным чувствам, но в котором нет места ненависти и мести.
НАС НАСТИГАЕТ ВЫСЬ
В разделе поэзии — авторы из разных стран и разных поколений. Стихи Тамаза Чиладзе перевел Юрий РЯШЕНЦЕВА. Редакция сердечно поздравляет живого классика грузинской литературы с 85-летием! Из молодых авторов — полюбившийся читателям Дмитрий Трибушный из Донецка и Георгий Бартош из Минска, приславший свои переводы известных белорусских поэтов Марии Мартысевич и Дмитрия Бояровича.
СОЕДИНИТЬ ОСКОЛКИ МИРА
Человек свободен в своем познании, его разум не безмолвствует… Герой повести Анара «Амулет от сглаза» проходит через смерть, воскрешение, путешествие во времени в неутомимом желании соединить распавшийся на мерцающие осколки мир.
БОЙТЕСЬ — НЕ БОЙТЕСЬ, НО СТАРАЙТЕСЬ ПОНЯТЬ
«Непростота наших межцивилизационных отношений нормальна, объективно неизбежна. Назовем это межцивилизационными, пусть и болезненными, трениями, но без трения, как известно, нет и движения», — таков один из выводов, которые делает Алексей Малашенко, исследуя феномен исламской цивилизации в контексте современной политики.
А МОЖЕТ БЫТЬ, ВСЕ-ТАКИ НЕ ВЕРТИТСЯ?
Юрий Каграманов в статье «Обаяние Птолемея» обосновывает необходимость новой «космологической революции».
ПРЕМЬЕРА РУБРИКИ
Литературный критик, член редакционного совета «ДН» Ольга Балла открывает авторскую рубрику «Библионавтика» рецензией на книгу Владимира Малахова «Интеграция мигрантов: концепции и практики».
ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СТЕНД
«Заходим в любой крупный книжный, — рисует ситуацию на рынке Евгений Абдуллаев. — Рядом с несколькими стендами с современной прозой будет ютиться стендик «Поэзия». Что на нем? Шекспир — Пушкин — Ахматова… докончите сами. С парой-тройкой «современных поэтов». Дементьев. Рубальская. Гафт… В провинциальных — поэтических стендов или полок вообще не водится…» В ежегодный мартовский обзор критик из Ташкента включил семь поэтических сборников, которые хотел бы видеть на стенде «Современная поэзия».