Я давно уже не разделяю людей на положительных и отрицательных. А литературных героев – тем более. Кроме того, я не уверен, что в жизни за преступлением неизбежно следует раскаяние, а за подвигом – блаженство.
Мы есть то, чем себя ощущаем.

С. Довлатов

1Сергей Донатович Довлатов родился в 1941 г в Уфе, куда его семья была эвакуирована с начала войны. Семья была театральной: отец — режиссер, мать — актриса. Театральная атмосфера дома повлияла на формирование писателя, что наложило отпечаток на его творчество.  В 1944г семья вернулась в Ленинград, где писатель прожил вплоть до эмиграции в 1978г.
В 1959 г.  поступил на финское отделение филологического факультета Ленинградского университета, где проучился 2 года. После службы в армии поступил на факультет журналистики Ленинградского университета и тогда же начал работать корреспондентом в заводской многотиражке. Некоторое время работал литературным секретарем Веры Пановой. Начал писать рассказы. В 1960 — начале 70-х годов регулярно печатался как журналист и рецензент в журналах «Костер», «Нева», «Юность» и других. Много общался с поэтами Е. Рейном, А.Найманом, И. Бродским.
В 1972-76 гг. жил в Таллинне, работал внештатным сотрудником городской газеты «Вечерний Таллинн». В 1970-е годы некоторое время работал экскурсоводом в Пушкинском заповеднике (Михайловское).
В юности и в годы армейской службы писал стихи, но в зрелые годы никогда их не публиковал. Прозу начал писать в начале 60 годов, всерьез о себе, как о писателе, заявил после демобилизации.
В 60-е годы создал цикл новелл, которые вошли в сборник «Зона». Во второй половине 60гг. пишет две повести в философском жанре — «Иная жизнь» («Отражение в самоваре») и «Ослик должен быть худым».
В конце 60-х годов пишет первый и единственный свой роман — «Один на ринге», который так никогда и не был напечатан, кроме последнее части — «Невидимая книга». Этот роман важен тем, что на его страницах сформировался тип героя-рассказчика, от лица которого ведется повествование во всех его изданных книгах (кроме сборников  «Демарш энтузиастов» и «Не только Бродский»).
Все довлатовские истории образуют циклы, связанные между собой (подобно «Декамерону»). Новеллы из лагерной жизни составили сборник «Зона», новеллы из журналистской практики эстонского периода — книгу «Компромисс», 1981г. Новеллы из жизни семьи вошли в книгу «Наши», 1983г. В сборнике «Чемодан» новеллы примыкают друг к другу, как могли бы по воле случая соединяться вещи в чемодане. Сборник, вышедший в 1986 году, отражает настроение сборов в эмиграцию.
В конце 70-х годов Довлатов пишет в самиздате и печатается в эмигрантских журналах — «Континент» и «Время и мы». В 1976г., после издания некоторых рассказов Довлатова за рубежом, его исключают из Союза журналистов, и в 1978г. он уезжает из нашей страны (сначала в Вену, а потом в Нью-Йорк). В Нью-Йорке он стал одним из создателей еженедельной газеты «Новый американец» и главным ее редактором, а также постоянно участвовал в работе радио «Свобода».
За 12 лет эмиграции он издал 12 книг в США и Европе.
В СССР писателя знали по самиздату и авторской передаче на Радио «Свобода».
Умер писатель в 1990 году в Нью-Йорке.
Сергей Довлатов – один из наиболее популярных и читаемых русских писателей  начала XX – конца XXI века. Его повести, рассказы и записные книжки переведены на множество языков, экранизированы, изучаются в школе и вузах. Удивительно смешные и пронзительно печальные довлатовские вещи давно стали классикой. Шутки Довлатова запоминаешь сразу и на всю жизнь, а книги перечитываешь десятки раз. Они никогда не надоедают.

2Довлатов, С.Собрание сочинений: В 4 т. Т. 1 [Текст]  / Сост. А.Ю. Арьев. – Азбука, 2000. – 400 с.
В первый том Собрания сочинений Сергея Довлатова (1941–1990), известного прозаика, до 1978 г. жившего в Ленинграде, а с 1979 г. — в Нью-Йорке, входит его ранняя проза, в том числе рассказы из сборника «Демарш энтузиастов» и «Две сентиментальные истории» («Ослик должен быть худым», «Иная жизнь»). Заключают том рассказы из эмигрантской жизни и книга «Компромисс» — о журналистских буднях.
3Довлатов, С. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 2 [Текст] / Сост. А.Ю. Арьев. – Азбука, 2000. – 407 с.
Второй том Собрания сочинений Сергея Довлатова составлен из четырех книг: «Зона» («Записки надзирателя») — вереница эпизодов из лагерной жизни в Коми АССР, «Заповедник» — повесть о пребывании в Пушкинском заповеднике бедствующего сочинителя, «Наши» — рассказы из истории довлатовского семейства, «Марш одиноких» — сборник статей об эмиграции из еженедельника «Новый американец» (Нью-Йорк), главным редактором которого Довлатов был в 1980–1982 гг.
4Довлатов, С.Собрание сочинений: В 4 т. Т. 3 [Текст] / Сост. А.Ю. Арьев. – Азбука, 2000. – 398 с.
В третий том Собрания сочинений Сергея Довлатова входят: книга «Ремесло» (часть первая — «Невидимая книга», часть вторая — «Невидимая газета») — история двух попыток издать на родине книгу и создать в США эмигрантскую газету, повесть «Иностранка» — история русской женщины в Нью — Йорке, сборник «Чемодан» — рассказы из ленинградской жизни, «Холодильник» — незаконченная книга рассказов, наподобие «Чемодана», «Из рассказов о минувшем лете» — три рассказа о писательской жизни в Америке, написанные летом 1988 г.
5Довлатов, С.Собрание сочинений: В 4 т. Т. 4 [Текст] / Сост. А.Ю. Арьев. – Азбука, 2000. – 400 с.
В четвертый том Собрания сочинений Сергея Довлатова входят: повесть «Филиал» («Записки ведущего») — история ставшего сотрудником западного радио писателя, «Записные книжки» («Соло на ундервуде» и «Соло на IBM») — забавные микроновеллы из жизни известных Довлатову персонажей, «На литературные темы» — рецензии, статьи о литературе, написанные в эмиграции, «Выступления. Интервью» — лекции, прочитанные в США, интервью из американского журнала «Слово — Word» и из «Огонька».
6Довлатов, С.Компромисс [Текст] /С.Довлатов. – СПб.: Азбука-классика, 2003. – 224 с.
Компромисс — сборник новелл Сергея Довлатова. Всего в книгу входит 12 новелл («компромиссов»). Они создавались в 1973—1980 годах, а в единую книгу были собраны в 1981 году.
Сюжеты для новелл «Компромисса» взяты из журналистского опыта Сергея Довлатова в эстонской русскоязычной газете «Советская Эстония» в 1972—1975 годах. К каждой новелле предпослана газетная преамбула. В этой преамбуле показывается результат журналистской работы героя новелл, а в самих новеллах — процесс работы.
7Довлатов, С. Иностранка [Текст] /С. Довлатов. – СПб.: Азбука-классика, 2003. – 160 с.
«Иностранка» стала первым серьезным произведением, написанным Сергеем Довлатовым в эмиграции.
Эта книга посвящена автором «одиноким русским женщинам в Америке» и рассказывает об одной из них. Жизнь главной героини наполнена большими и маленькими бедами, забавными и трагическими событиями, из которых автор и собирает облик «Иностранки». Причем каждый из этих элементов подается Довлатовым с одной стороны очень просто, а с другой — с такой иронией, что смех вызывают даже те моменты, над которыми сами герои повести безутешно рыдают.
8Довлатов, С. Ремесло[Текст] / С. Довлатов. – СПб.: Издательская Группа «Азбука-классика», 2009. – 192 с.
В книге представлен текст, целиком и полностью характерный для прозы Довлатова. «Ремесло» — это повесть в двух частях опубликованная в 1985 году. Первая часть относится к ленинградскому периоду жизни автора, вторая – к нью-йоркскому периоду.
В этой книге Довлатов рассказывает о своей писательской судьбе.
9Довлатов, С. Наши [Текст] / С.Довлатов. – СПб.: Азбука-классика, 2003. – 160 с.
Тринадцать глав повести «Наши» – это миниатюрные новеллы о предках и родственниках Довлатова, его семье и о самом писателе. Одна из глав посвящена собаке Глаше, которая с каждым годом «все больше похожа на человека».
Некоторые эпизоды кажутся неправдоподобными и вымышленными. Скорее всего, так и есть. Но это и не важно. Весь смысл произведений Довлатова пронизан грустной правдой жизни – правдой, от которой нельзя отвернуться и которую нельзя забыть.
10Ковалова, А., Лурье, Д. Довлатов  [Текст] / Анна Ковалова, Лев Лурье. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2009. – 441 с. – (Серия «Главные герои»).
Авторского текста в «Довлатове» практически нет. Идут воспоминания друзей, близких, коллег Довлатова (настоящих коллег, а не медийных личностей, кликнутых для пиара). Причём взяты воспоминания маленькими кусками из разных источников (интервью, книги, письма, статьи) и приведены в порядке очерёдности описываемых событий. Т.е. внешне это напоминает сборник небольших (по полстраницы) рассказов о Довлатове, хорошо структурированных и оформленных. Среди рассказчиков Евгений Рейн, Анатолий Найман, Пётр Вайль, Иосиф Бродский, Лев Лосев и пр.
Напоследок — самое вкусное: есть здесь и истории и самого Сергея Довлатова. Цитаты из книг «Наши», «Чемодан», «Заповедник», «Ремесло», «Филиал», записных книжек, писем или статей обильно дополняют биографию этого великого писателя. Хотя, не всё из его рассказов правда, об этом уже свидетельствуют описываемые Довлатовым персонажи, точнее — их реальные прототипы.
11Сергей Довлатов: творчество, личность, судьба. Итоги первой международной конференции «Довлатовские чтения» (Городская культура Петербурга-Нью-Йорка 1970-1990-х годов). Издание составил и подготовил А.Ю. Арьев. – СПб.: АОЗТ «Журнал «Звезда», 1999. – 320 с.
В книгу (раздел «Из эпистолярного наследия «) вошли около ста писем Сергея Довлатова из армии (1962-1963), Таллинна (1974-1975) и Вены (1978-1979), отражающие наименее известные периоды жизни прозаика. В разделы «Слова друзей» и «Уже история» помещены личные воспоминания о писателе близких ему людей, в том числе известных писателей, а также исследования его творчества филологов из разных стран мира.
12Анастасьев, Николай. Что в имени тебе моем? [[Текст]] / Николай Анастасьев // Дружба народов. — 2015. — № 3. — С. 248-251. — (Книжный развал). — . — Рец. на кн.: Соловьев В. Быть Сергеем Довлатовым: трагедия веселого человека / В. Соловьев, Е. Клепикова. — Москва: РИПОЛ классик, 2014.
В. Соловьев и Е. Клепикова пишут о драме признания и успеха, оказавшегося горше и болезненнее драмы безвестности и поражения, пережитой в годы советской власти, до эмиграции Сергеем Довлатовым. Авторы отделили писателя от его героев, чтобы исследовать творческую биографию писателя, в которой отразится и биография личная. Игорь Сухих в книге «Сергей Довлатов: время, место и судьба» (СПб, 2006) замечает: «Довлатов стал нормальным «современным классиком»… Но филологически его проза по-прежнему terra incognita». Автор рецензии надеется, что «нефилологическая» книга «Быть Сергеем Довлатовым» побудит заново прочитать произведения Довлатова. А уж классик он или просто крупный, сложный писатель — время рассудит.
13Мелихов, Александр. Хороший герой — мертвый герой [[Текст]] / Александр Мелихов // Звезда. — 2015. — № 5. — С. 260-264. — (Былое и книги).
О книге «Литературная матрица: Советская Атлантида», освещающей русскую литературу советской эпохи, которая до сих пор остается наиболее спорным периодом развития отечественной словесности. А также о книге Алексея Семкина «Чехов. Зощенко. Довлатов: в поисках героя».
14Амусин, Марк. Техники обработки хаоса [[Текст]] / М. Амусин // Октябрь. — 2014. — № 3. — С. 173-182. — (Литературная критика).  О творчестве Сергея Довлатова и Валерия Попова.
15Иваницкая, Елена. Конфликт чувства и долга [[Текст]] / Е. Иваницкая // Знамя. — 2014. — № 8. — С. 226-228. — (Наблюдатель) (Рецензии). — . — Рец. на кн.: Семкин А. Д. Чехов. Зощенко. Довлатов. В поисках героя / А. Д. Семкин. — Санкт-Петербург: Островитянин, 2014.